Мобильная версия портала
Полная версия

Конфликты. Зачем о них знать безопаснику?

Не хочу никого обидеть, но лично для меня психология всегда была в какой-то мере псевдонаукой. Ведь человеческое поведение далеко не всегда является предсказуемым. Тем не менее я признаю, что в некоторых ситуациях спрогнозировать реакцию на то или иное событие реально. Например, во время конфликта. В этом материале мы рассмотрим конфликт в контексте информационной безопасности и подробно разберем не только его структуру и причины, но и варианты разрешения ситуации.

Теоретизируем

Прежде всего, для предметного обсуждения конфликта необходимо убедиться, что понимаем мы под этим словом одно и то же. Именно поэтому сформулируем определение. Конфликт – это противоборство двух сторон. Говоря языком математики, это определение необходимое, но недостаточное. Оно упускает много нюансов.

Во-первых, сторон все же не две, а три. Вспомните любой анекдот про тещу. Она и есть та самая третья сторона, которая натравливает жену на мужа. В контексте информационной безопасности третьей стороной выступают все те, кто получит выгоду от утечки информации. К примеру, конкуренты подкупают сотрудника нашей компании. В этом случае конфликт происходит между сотрудником и компанией, а третьей стороной являются конкуренты. Другой пример: обиженный сотрудник из чувства мести (а заодно и личной выгоды) крадет какую-либо информацию, чтобы в дальнейшем кому-нибудь продать. В данном случае третьей стороной выступит «таинственный покупатель», так как именно ему это принесет наибольшую выгоду. Наконец, даже если кто-то просто выложит в Сеть «чувствительную информацию» без корыстных мотивов, третьей стороной выступят конкуренты, так как им выгодна такая ситуация хотя бы с точки зрения имиджа. К чему все эти примеры? Ответ прост – всегда ищите третью сторону.

Итак, с количеством участников конфликта разобрались. Приступим к «противоборству». Ничто не возникает просто так, и конфликты в том числе. Для противоборства нужны причины и повод. Но перед ними существует еще одна стадия – противостояние. Это своеобразная подготовка к активным действиям, заключающаяся в том, что обстановка между конфликтующими сторонами накаляется до определенного предела «по нарастающей».

В качестве примера можно привести двух мужчин, которые кричат друг на друга все громче и громче. Но до бесконечности они этим заниматься не будут, а значит, конфликт либо не начнется (его участники разойдутся каждый в свою сторону), либо после очередного «сам дурак!» наступит переход в активную стадию (начнется драка).

По сути, конфликт – это «буфер» между двумя состояниями «системы». Давайте вспомним басню про «Лебедя, Рака и Щуку». Это хрестоматийный пример конфликта: нужно перетянуть воз, то есть переместить его из точки 1 в точку 2. Пока герои басни стоят и рассуждают, в какую сторону тянуть – это противостояние. Как только кто-либо из них начнет двигаться (то есть перейдет к активным действиям), возникнет конфликт.

Но каковы причины конфликтов? Главной причиной конфликта является невозможность одной из сторон достичь поставленной цели. Целей может быть несколько: жизненно важные ресурсы, социальный статус или личные ценности. К примеру, если сотрудник затаил обиду на начальника за то, что тот его отчитал на глазах у коллег, в качестве причины конфликта будет выступать социальный статус, так как именно его работник лишился.

Приведенные выше рассуждения удобно проиллюстрировать блок-схемой, позволяющей наглядно увидеть структуру конфликта.

Зачем?

Всем известно, что «болезнь легче предупредить», а лучшая утечка информации – та, которой не было. Эти истины справедливы и для информационной безопасности. На мой взгляд, «высший класс» специалиста по ИБ проявляется не в способности расследования инцидента (хотя это, безусловно, важно), а в способности его прогнозирования и предотвращения. В то же время множество утечек информации происходят именно вследствие различных конфликтов (личные отношения, размер зарплаты и т.п.). Именно поэтому важно понимать не только структуру конфликта, но и пути выхода из него.

Выход

Стратегий выхода несколько. Все они отличаются по уровню эффективности и в жизни редко встречаются в «чистом виде». В основном, конечно, мы используем их комбинации. Рассмотрим некоторые способы выхода из конфликтной ситуации.

1. Отпор остановка. Наименее эффективный способ разрешения конфликта, главной целью которого стоит «сбить спесь» с нападающего. Низкая эффективность, как правило, возникает из-за того, что сам способ приводит скорее не к разрешению спора, а к его развитию «по спирали» (см. первый рисунок).

2. Уход отступление. Здесь все понятно: если не на кого нападать, то и нет смысла в конфликте.

3. Молчание. Оно, как известно, золото. Расчет идет на то, что ввиду отсутствия действий с нашей стороны, другая сторона со временем «выпустит пар» и успокоится.

4. Обман. Метод действенный, но рано или поздно правда может всплыть, и тогда придется разбираться с новым конфликтом.

5. Переговоры. Это один из самых действенных и самых успешных методов выхода из конфликта. Поэтому и самый популярный.

Опубликовано: 12 апреля 2013 в 20:02

«Москвич» с вертикальным взлетом, или Некоторые итоги прошедших выставок

Профилактика утечки информации через уволившихся сотрудников

Беспроводные решения с использованием системы контроля и управления доступом ParsecNET