Мобильная версия портала
Полная версия

Теория Аристотеля об огне

Греки полагали, что все существующие вещества состоят из четырех элементов. Таковыми считались земля, воздух, огонь и вода. Таким образом, огонь рассматривался, как некая действенная сущность. Утверждение, что греки считали, что все вещества состоят из этих четырех элементов, будет несколько неточным. Точнее будет сказать, что все вещества, по их мнению, содержали в себе основу, определяющую сущность этих элементов. Считалось также, что существуют и четыре основные начала (принципа): тепло, холод, сухость и влажность. Каждый элемент содержал в себе два из этих начал; таким образом, для каждого элемента были характерны два начала. Очевидно, что огонь содержал начала тепла и сухости; вода — холода и влажности. Земля считалась сухой и холодной, а воздух соответственно теплым и влажным. Такая группировка начал не совсем очевидна. Не следует, однако, забывать, что различие между газами в то время не было известно, да и в течение долгого времени не производилось вообще каких-либо исследований в этой области. Все газы считались воздухом. Водяные пары считались, например, разновидностью «воздуха» и относились к разряду горячих и влажных, так как они возникали в результате взаимодействия воды и огня. Когда происходит реакция двух веществ или когда для этих веществ созданы условия, способствующие их физическим изменениям, основные начала элементов, образующих по предположению древних данные вещества, можно сказать, вступают в борьбу, и сильнейший оказывается преобладающим. Так, например, когда под действием тепла вода испаряется, теплота огня превозмогает холод воды, но сухость огня не способна преодолеть влажность воды; таким образом, водяные пары оказываются влажными, хотя и не в такой степени, как вода.

Предполагалось, что вещества состоят из различного количества (если можно так выразиться) этих элементов, соответственно свойствам этих элементов или начал, содержащихся в них. Сера, например, и древесный уголь считались землистыми и твердыми веществами, обладающими способностью горения, и потому предполагалось, что они происходят из «огня» и «земли»; холод «земли» был достаточен для того, чтобы «затенять» теплоту «огня» до тех пор, пока не будет применено к этим веществам большего количества огня в виде тепла или пламени. Подобным же образом рассматривалось и масло, как совокупность «огня» и «воды».

Позднее учениками Аристотеля был добавлен пятый элемент (или принцип), для того чтобы объединить или связать в одном веществе элементы, содержащие весьма разнообразные принципы, например «огонь» и «вода» в масле. Этот пятый принцип позднее был назван «квинтэссенцией».

Подобные теории и рассуждения безусловно не могли продержаться очень долго п должны были быть в конце концов отвергнуты, но, так как научные опыты, как мы знаем, были весьма неточны, то эти теории удовлетворяли философским требованиям того времени в лучшей степени, чем они удовлетворили бы при применении их в исследовательских работах.

Другая подобного же рода теория была распространена в средние века. По этой теории, элементами металлов являлись сера, ртуть и соль. Останавливаться на сущности этой теории нет надобности, так как по существу она является повторением предыдущей. Более интересна гипотеза, известная под названием «теории флогистона». Она была распространена в XVII в., и поскольку не теряла своего значения в продолжение более чем столетия, на ней следует остановиться несколько подробнее.

Опубликовано: 26 марта 2013 в 20:56

Первоначальные понятия об огне и горении

Пожарная химия. Введение.

Пламя